FAQ для новичков (by TJ Skyner).

Проблема первая - "не качает".
В таком случае следует обратить внимание на низкочастотную основу трека - инструменты Kick и Bass. Именно с них я начинаю сводить трек. Во-первых, нужно подобрать инструменты так, чтобы они сочетались между собой. Затем, если потребуется, обработать эквалайзером. После чего компрессором довести максимальный уровень каждого из этих инструментов до -3 -2 dB. Сделать это можно следующим способом: самый простой - поставить на инсерт (после всех навешанных эффектов, эквалайзеров и т.д., то есть в самом низу списка) стандартный Fruity Compressor. Суть у всех компрессоров одна и та же - сжимать динамический диапазон (для тех кто не знает, что такое динамический диапазон: это разница между минимальным и максимальным значением уровня выходного сигнала), поэтому базовые параметры управления у них одни и те же:
Treshold - порог срабатывания; указывает с какого уровня (dB) компрессор начнёт свою работу
Ratio - коэффициент сжатия; указывает во сколько раз компрессор сожмёт сигнал, превысивший порог срабатывания
Gain - усиление; указывает, на сколько dB будет усилен сигнал после обработки компрессором
Attack - атака; указывает за какое время произойдёт нарастание действия компрессора при превышении порога срабатывания (то есть, если атака будет равна нулю, то компрессор включится мгновенно и произойдёт лимитирование сигнала. Но оставим это дело лимитерам, а компрессор – это более, чем лимитер и поэтому у него должна быть больше нуля).
Release – спад, указывает за какое время произойдёт спад действия компрессора, после достижения уровня сигнала ниже установленного Treshold.
Type – тип компрессии (Hard - жёсткий, Medium - средний, Soft – мягкий, Hard/R – «…./R» означает, что компрессор автоматически рассчитывает и подстраивает Release.
Ниже приведена таблица, где указаны рекомендуемые установки для различных инструментов.

Если проигрывание нот баса совпадает с ударами Kick’а в этот момент, то очень даже нужно использовать сайдчейн. Суть его заключается в следующем: когда ударяет «бочка» - уровень выходного сигнала увеличивается и посредством установленного на инсерте с Kick’ом Peak Controller’а обратно пропорционально изменяется уровень громкости на инсерте, на который направлен бас. (Выражаясь совсем по-простому - когда бочка долбанула, тогда громкость баса упала. А когда бочка не долбит, тогда бас играет на нормальной громкости). Вместо уровня громкости инсерта с басом можно управлять НЧ (низкочастотной) полосой на эквалайзере этого инструмента.

Потом неплохо бы инсерты Kick и Bass смешать на одном инсерте и уже вместе их скомпрессить. Таким образом получили: инсерт Kick и инсерт Bass отключены от прямого выхода на Master-канал и направлены на инсерт K+B. Если вам показалось, что в полученной НЧ-основе наблюдается большее присутствие кика, либо баса, то это легко исправляется регулированием посыла этого инсерта на K+B. При этом не забывайте следить за уровнем на этом инсерте, он должен быть -2dB. НЕ увлекайтесь слишком большими коэффициентами сжатия компрессоров. Помните, всё нужно делать в меру!

Проблема вторая – «звучит сухо».
Решение этой проблемы следует искать в эквализации, а именно: в диапазоне низко-средних частот – 250 Гц-1кГц. Стоит уделить внимание синтезированным инструментам (Lead, Pad), а также некоторым ударным – Snare, Clap, Open Hat. Также, я рекомендую пользоваться, так называемыми, «утеплителями звука» - эмуляторами аналогового усилителя (например, Crow PreAmp emulator, Blue Tubes Analog ValveDriver)

Проблема третья – «сыро/недоработано».
Зачастую в композициях начинающих «творцов» отсутствует разнообразие и развитие темы. Как обычно происходит процесс создания такого трека? У автора появляется гениальная идея создать мелодию (иногда даже получается ), но, записав её, развить тему не может и поэтому занимается «копипастингом»(copy & paste) её на протяжении всего трека. Слушать такой трек, мягко говоря, не очень-то интересно. Практически я могу посоветовать следующее: исходя из того, что у слушателя возникает интерес к прослушиванию из-за ожидания каких-то изменений в композиции, то автор-композитор просто обязан их обеспечить. Если автор создал очень красивую и длинную мелодию, то подводить к её полному воспроизведению можно частями. Например, повторять иногда её начало, либо удалить некоторые ноты и применить эффект Delay. Так же можно активно использовать автоматизацию Filter Cut(срез частоты, фильтрация – имеется практически в каждом синтезаторе). Иногда полезно будет заменить некоторые ноты в основной мелодии, либо сменить октаву, либо инструмент, либо сделать чередование инструментов – одна часть мелодии играется одним инструментом, другая часть другим. Существуют и другие варианты внести динамику в композицию. Например, использование автоматизации управляющих параметром других инструментов, наличие и разнообразие переходов, насыщение спецэффектами. В-общем, не ограничивайте ничем реализацию своей задумки и не загоняйте её в какие-то рамки уже известных композиций раскрученных музыкантов.
Проблема четвёртая – «выпирают инструменты/частоты».
Для того, чтобы получить сбалансированный микс недостаточно обладать одним лишь музыкальным слухом. Так же обязательно следует обладать и качественной звуковоспроизводящей АС (и наушниками). Если всё это имеется, то исправить слишком выделяющийся по громкости инструмент не составит особого труда. Лучше этого добиваться не регулированием громкости канала, а воспользоваться компрессором и, с помощью него, настроить нужный уровень выходной громкости инструмента. Если возникла проблема с «выпирающими» частотами, то это решается при помощи спектроанализатора и эквалайзера. Имеющиеся в стандартной поставке FL Studio плагины EQUO и Parametric EQ 2 совмещают в себе оба этих инструмента, что вносит удобство в достижении результата. Но, замечу, что полагаться только лишь показаниям спектроанализатора не стоит. В первую очередь нужно определить на слух, какие частоты выпирают. Частая ошибка неопытных CJеев – сильное задирание полос частот эквалайзера. Вместо того чтобы слишком задирать какую-либо частоту, оставьте её в покое, а остальные полосы частот понизьте, после чего повысьте общий уровень громкости инструмента компрессором или максимайзером. Ещё следует запомнить, что если вы хотите немного выделить частоту, то делается это широкой полосой эквалайзера, а если хотите вырезать, то это делается узкой полосой. На любом инструменте синтетическом ли, ударном ли, не поднимайте частоты от 0Гц до 40-60Гц и от 16кГц до 20кГц. Полосу частот от 0Гц до 40-60Гд в общем миксе (на Master-канале) рекомендуется вообще немного подрезать (если вы это не сделали на НЧ инструментах по-отдельности). Помните, что синтетическим инструментам pad, lead, arp вообще не очень-то нужны низкие и высокие частоты, т.к. их рабочий диапазон лежит в НСЧ и ВСЧ диапазонах. Инструментам Kick и Bass (не во всех случаях, но зачастую) не очень то нужны высокие и высоко-средние частоты. Если хотите добавить больше щелчка Kick’ у, то его нужно искать в районе 1кГц. Обычный рабочий диапазон частот для Kick и Bass 60-100 Гц. Рабочий диапазон частот для HiHats дежит в районе высоко-средних и высоких частот. Для Open Hat можно немного добавлять низко-средние частоты. А вот низкие частоты для них вовсе необязательны, поэтому их нужно вырезать, дабы не ухудшать качество низких частот в общем миксе. Так же следует поступать и с другими инструментами – вырезать то, что они не используют. Хочу отметить ещё одну часто встречающуюся ошибку: задействование нескольких эквалайзеров на одном инсерте. Причём умудряются на одном EQ задрать частоту, а следом, на другом EQ эту же частоту вырезают. Старайтесь обходиться не более, чем одним эквалайзером. Если всё же одним EQ не удаётся добиться нужного звучания, ищите проблему в настройках синтезатора! Практически каждый синтезатор оснащён фильтром, вот там и удаляйте избыток ненужных частот.

Проблема пятая – «звучит мутно/глухо».
Глухое звучание – это проблема неправильно произведённой эквализации. О ней написано выше. А вот насчёт «мутного» звучания я здесь напишу. Звук (инструмента) воспринимается чётким, когда его источник находится в одной точке пространства. Если таких точек несколько и звучат они с небольшим сдвигом по времени (всего несколько мс или даже мкс) относительно друг друга, то прозрачность теряется. Для некоторых инструментов это очень даже неплохой эффект (например для Pad). Но когда в миксе все инструменты звучат так, то получается «каша». Зачастую ошибкой, приводящему к этому, является чрезмерное использование реверберации, а также включение реверба и делэя в последовательную цепь, то есть когда на один инсерт вешают делэй, а следом за ним реверб. Если уж вам очень хочется применить и то и другое, делайте это в посыле!

Ещё, на что стоит обратить внимание – это стереорасширение/сжатие. В микшере на каждом инсерте имеется встроенный такой инструмент.

Также имеется отдельный стандартный аналог, обладающий более гибкими настройками – Fruity StereoEnhancer. Если применять расширение, то количество точек в пространстве будет увеличиваться, а если сжимать, то уменьшаться. Таким образом можно установить стереоширину звучания инструмента, а после – позиционирование, путём панорамирования. Хорошим способом панорамирования, хочу отметить, является не стандартное управление стереобалансом инструмента, а вырезание высоких частот на одном из выходных каналов. Так, например, чтобы сместить инструмент вправо по стереопанораме, достаточно будет приглушить высокие частоты на левом канале. Технически это реализуется при помощи сенд-каналов. Инсерт с инструментом отключаем от Master-шины и направляем на 2 инсерта. Баланс одного из них будет выставлен в крайнюю левую позицию, другого – в крайнюю правую. На эквалайзере «лево-настроенного» инсерта вырезаем высокие частоты.

Спасибо за внимание всем, кто дочитал до конца. Думаю, кое-чем я вам помог. Удачи в творчестве.

© TJ Skyner Nsk, 2009
Любое копирование и распространение данной статьи без согласия автора запрещено.
Предложения присылать на e-mail: tjskyner@live.ru

8548 просмотров
9 голосов
Отправить
Добавлен 27.03.2009

комментарии

Ой! Кажется, вы не можете оставить комментарий. Как это исправить:
Выполнить вход Создать аккаунт
1 2 »
0
Вован 02.06.2011 в 21:26
хотел узнать...почему когда я включаю бас и кик (стиль psytrance) такое ощущение создается,4то будто бы бас играет сам по себе (быстрее чем кик)?
0
roman 01.11.2010 в 08:03
thumb
0
knjazz 15.09.2010 в 21:42
Dj_MUFASA, делай проще)) отрегулируй звучание под "эталонный" (известныйй хит) трек... и уже после твори))
0
Dj_MUFASA 15.09.2010 в 20:59
есть один вопрос - а усилок на какую громкость ставить..."center" и "sub" особенно басы, при работе в фл вроде нормальные...а когда у когото слушаешь на другом компьютре, часто поимаешь что переборщил с низкими частотами!
0
Teka 14.06.2009 в 21:19
и да ещё монитор ставится рядышком с диджеем если помещение оч-очень большое
0
Teka 14.06.2009 в 21:07
такие колоночки на студиях обычно smile
0
Teka 14.06.2009 в 16:01
ааа,до мя просто сразу не доперло wacko smile
0
TJ_Skyner 14.06.2009 в 14:56
DJ_Russian_Bear
всмысле мониторы? smile

Выражаясь по-простому - калонки с очень харошим звукам! biggrin
А если посерьёзнее, то - акустические системы с амплитудно-частотной характеристикой, имеющую линейную форму.

0
Teka 14.06.2009 в 13:28
всмысле мониторы? smile
0
TJ_Skyner 14.06.2009 в 06:36
Многое зависит от акустической системы (или наушников), на которой ты работаешь. Если это не профессиональные мониторы, то когда ты пишешь музыку и слушаешь через них, кажется, что частоты настроены все хорошо - всего хватает, ничего не выпирает. А когда прослушиваешь на другой звуковоспроизводящей аппаратуре, то слышится это уже иначе. Объясняется это неровностью АЧХ акустики, которую ты использовал при создании музыки.
Могу посоветовать следить за спектрограммой трека, использовать многополосную компрессию. Ну и, разумеется, приобрести мониторы (если ещё нет) smile
0
Teka 13.06.2009 в 19:42
TJ_Skyner,у мя такая проблема,записываю например трек в фл(всмысле конверктирую)в мп3,слушаю на компе-нормально,кидаю на телефон или плеер-звучит по другому,часто низкие частоты убавлляются а высокие наоборот
0
Odyssey 25.05.2009 в 07:22
Статья очень порадовала....особенно "Проблема третья – «сыро/недоработано»." я всегдапридерживался такого мнения!!!Хотя у меня такие треки были biggrin
0
TJ_Skyner 24.05.2009 в 12:51
ГлюкОдин
насчет несколькоих инструментов на 1 инсерте (кик, клап) несогласен - все инструменты нужно ставить на свой инсерт! ну в 70% это точно!, бочка обязана иметь свой инсерт иначе она будет играть размыто.....

surprised Покажи, где я такое написал.

0
ГлюкОдин 08.05.2009 в 13:10
насчет несколькоих инструментов на 1 инсерте (кик, клап) несогласен - все инструменты нужно ставить на свой инсерт! ну в 70% это точно!, бочка обязана иметь свой инсерт иначе она будет играть размыто.....

остальное возьму на заметку - не знал многово я

0
TJ_Skyner 18.04.2009 в 06:56
Что ещё не понимаете или хотите узнать - спрашивайте!
1 2 »
Идёт загрузка

Работа в FL

>> Все материалы
Идёт загрузка

реклама

Недавние материалы

Publ
Сведение
Publ
Просвещение
Publ
Просвещение
Publ
Мастеринг
Publ
Просвещение
мы в сети
Facebook
В Контакте
дополнительно
О нас
Рекламодателям
посчитаемся?

© www.sound-factory.org, 2008-2011.
Все права защищены.
Используются технологии uCoz