Если проигрывание нот баса совпадает с ударами Kick’а в этот момент, то очень даже нужно использовать сайдчейн. Суть его заключается в следующем: когда ударяет «бочка» - уровень выходного сигнала увеличивается и посредством установленного на инсерте с Kick’ом Peak Controller’а обратно пропорционально изменяется уровень громкости на инсерте, на который направлен бас. (Выражаясь совсем по-простому - когда бочка долбанула, тогда громкость баса упала. А когда бочка не долбит, тогда бас играет на нормальной громкости). Вместо уровня громкости инсерта с басом можно управлять НЧ (низкочастотной) полосой на эквалайзере этого инструмента.
Потом неплохо бы инсерты Kick и Bass смешать на одном инсерте и уже вместе их скомпрессить. Таким образом получили: инсерт Kick и инсерт Bass отключены от прямого выхода на Master-канал и направлены на инсерт K+B. Если вам показалось, что в полученной НЧ-основе наблюдается большее присутствие кика, либо баса, то это легко исправляется регулированием посыла этого инсерта на K+B. При этом не забывайте следить за уровнем на этом инсерте, он должен быть -2dB. НЕ увлекайтесь слишком большими коэффициентами сжатия компрессоров. Помните, всё нужно делать в меру!
Проблема вторая – «звучит сухо».
Решение этой проблемы следует искать в эквализации, а именно: в диапазоне низко-средних частот – 250 Гц-1кГц. Стоит уделить внимание синтезированным инструментам (Lead, Pad), а также некоторым ударным – Snare, Clap, Open Hat. Также, я рекомендую пользоваться, так называемыми, «утеплителями звука» - эмуляторами аналогового усилителя (например, Crow PreAmp emulator, Blue Tubes Analog ValveDriver)
Проблема третья – «сыро/недоработано».
Зачастую в композициях начинающих «творцов» отсутствует разнообразие и развитие темы. Как обычно происходит процесс создания такого трека? У автора появляется гениальная идея создать мелодию (иногда даже получается ), но, записав её, развить тему не может и поэтому занимается «копипастингом»(copy & paste) её на протяжении всего трека. Слушать такой трек, мягко говоря, не очень-то интересно. Практически я могу посоветовать следующее: исходя из того, что у слушателя возникает интерес к прослушиванию из-за ожидания каких-то изменений в композиции, то автор-композитор просто обязан их обеспечить. Если автор создал очень красивую и длинную мелодию, то подводить к её полному воспроизведению можно частями. Например, повторять иногда её начало, либо удалить некоторые ноты и применить эффект Delay. Так же можно активно использовать автоматизацию Filter Cut(срез частоты, фильтрация – имеется практически в каждом синтезаторе). Иногда полезно будет заменить некоторые ноты в основной мелодии, либо сменить октаву, либо инструмент, либо сделать чередование инструментов – одна часть мелодии играется одним инструментом, другая часть другим. Существуют и другие варианты внести динамику в композицию. Например, использование автоматизации управляющих параметром других инструментов, наличие и разнообразие переходов, насыщение спецэффектами. В-общем, не ограничивайте ничем реализацию своей задумки и не загоняйте её в какие-то рамки уже известных композиций раскрученных музыкантов.
Проблема четвёртая – «выпирают инструменты/частоты».
Для того, чтобы получить сбалансированный микс недостаточно обладать одним лишь музыкальным слухом. Так же обязательно следует обладать и качественной звуковоспроизводящей АС (и наушниками). Если всё это имеется, то исправить слишком выделяющийся по громкости инструмент не составит особого труда. Лучше этого добиваться не регулированием громкости канала, а воспользоваться компрессором и, с помощью него, настроить нужный уровень выходной громкости инструмента. Если возникла проблема с «выпирающими» частотами, то это решается при помощи спектроанализатора и эквалайзера. Имеющиеся в стандартной поставке FL Studio плагины EQUO и Parametric EQ 2 совмещают в себе оба этих инструмента, что вносит удобство в достижении результата. Но, замечу, что полагаться только лишь показаниям спектроанализатора не стоит. В первую очередь нужно определить на слух, какие частоты выпирают. Частая ошибка неопытных CJеев – сильное задирание полос частот эквалайзера. Вместо того чтобы слишком задирать какую-либо частоту, оставьте её в покое, а остальные полосы частот понизьте, после чего повысьте общий уровень громкости инструмента компрессором или максимайзером. Ещё следует запомнить, что если вы хотите немного выделить частоту, то делается это широкой полосой эквалайзера, а если хотите вырезать, то это делается узкой полосой. На любом инструменте синтетическом ли, ударном ли, не поднимайте частоты от 0Гц до 40-60Гц и от 16кГц до 20кГц. Полосу частот от 0Гц до 40-60Гд в общем миксе (на Master-канале) рекомендуется вообще немного подрезать (если вы это не сделали на НЧ инструментах по-отдельности). Помните, что синтетическим инструментам pad, lead, arp вообще не очень-то нужны низкие и высокие частоты, т.к. их рабочий диапазон лежит в НСЧ и ВСЧ диапазонах. Инструментам Kick и Bass (не во всех случаях, но зачастую) не очень то нужны высокие и высоко-средние частоты. Если хотите добавить больше щелчка Kick’ у, то его нужно искать в районе 1кГц. Обычный рабочий диапазон частот для Kick и Bass 60-100 Гц. Рабочий диапазон частот для HiHats дежит в районе высоко-средних и высоких частот. Для Open Hat можно немного добавлять низко-средние частоты. А вот низкие частоты для них вовсе необязательны, поэтому их нужно вырезать, дабы не ухудшать качество низких частот в общем миксе. Так же следует поступать и с другими инструментами – вырезать то, что они не используют. Хочу отметить ещё одну часто встречающуюся ошибку: задействование нескольких эквалайзеров на одном инсерте. Причём умудряются на одном EQ задрать частоту, а следом, на другом EQ эту же частоту вырезают. Старайтесь обходиться не более, чем одним эквалайзером. Если всё же одним EQ не удаётся добиться нужного звучания, ищите проблему в настройках синтезатора! Практически каждый синтезатор оснащён фильтром, вот там и удаляйте избыток ненужных частот.
Проблема пятая – «звучит мутно/глухо».
Глухое звучание – это проблема неправильно произведённой эквализации. О ней написано выше. А вот насчёт «мутного» звучания я здесь напишу. Звук (инструмента) воспринимается чётким, когда его источник находится в одной точке пространства. Если таких точек несколько и звучат они с небольшим сдвигом по времени (всего несколько мс или даже мкс) относительно друг друга, то прозрачность теряется. Для некоторых инструментов это очень даже неплохой эффект (например для Pad). Но когда в миксе все инструменты звучат так, то получается «каша». Зачастую ошибкой, приводящему к этому, является чрезмерное использование реверберации, а также включение реверба и делэя в последовательную цепь, то есть когда на один инсерт вешают делэй, а следом за ним реверб. Если уж вам очень хочется применить и то и другое, делайте это в посыле!
Ещё, на что стоит обратить внимание – это стереорасширение/сжатие. В микшере на каждом инсерте имеется встроенный такой инструмент.
Также имеется отдельный стандартный аналог, обладающий более гибкими настройками – Fruity StereoEnhancer. Если применять расширение, то количество точек в пространстве будет увеличиваться, а если сжимать, то уменьшаться. Таким образом можно установить стереоширину звучания инструмента, а после – позиционирование, путём панорамирования. Хорошим способом панорамирования, хочу отметить, является не стандартное управление стереобалансом инструмента, а вырезание высоких частот на одном из выходных каналов. Так, например, чтобы сместить инструмент вправо по стереопанораме, достаточно будет приглушить высокие частоты на левом канале. Технически это реализуется при помощи сенд-каналов. Инсерт с инструментом отключаем от Master-шины и направляем на 2 инсерта. Баланс одного из них будет выставлен в крайнюю левую позицию, другого – в крайнюю правую. На эквалайзере «лево-настроенного» инсерта вырезаем высокие частоты.
Спасибо за внимание всем, кто дочитал до конца. Думаю, кое-чем я вам помог. Удачи в творчестве.
© TJ Skyner Nsk, 2009
Любое копирование и распространение данной статьи без согласия автора запрещено.
Предложения присылать на e-mail: tjskyner@live.ru
Выражаясь по-простому - калонки с очень харошим звукам!
А если посерьёзнее, то - акустические системы с амплитудно-частотной характеристикой, имеющую линейную форму.
Покажи, где я такое написал.
остальное возьму на заметку - не знал многово я